Иного знаменья не будет!

Вопрос читателя:
На какое знамение пророка Ионы указывал Господь фарисеям, и как оно проявляется в настоящем времени?

Ответ:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамение; но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка…» (Евангелие от Матфея, 12 глава, 39 стих).

Эти слова произнёс Господь наш Иисус Христос книжникам и фарисеям, когда они сказали Ему: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». О каком знамении говорит Господь? Ведь эти слова относятся не только к фарисеям тех давних времён. Они сказаны «роду лукавому и прелюбодейному» и нашего времени. Тогда эти слова открывали фарисеям тайну, которая ещё только должна была произойти: о том, что Господь будет распят на кресте за грехи всего человечества, и будет пребывать во гробе. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Сегодня же, когда мы знаем о том, что Господь наш Иисус Христос был действительно распят за нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребён был, и воскрес в третий день согласно с Писанием, – то мы должны посмотреть на это пророчество глазами «способных служителей Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 3.6).

Итак, откроем Книгу пророка Ионы, и посмотрим на неё глазами тех «способных служителей», о которых говорит нам апостол Павел. Рассмотрим эту библейскую историю в проекции сегодняшнего дня, высветим ею проблемы нашего времени – времени второго прихода Христа. Ведь, как учили великие каппадокийцы, святые отцы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, – всякое событие, записанное на страницах Священного Писания, кроме буквально-исторического значения несёт в себе также морально-этическое, и приобретает глубокий духовно-символический смысл. Итак, по слову святого Григория Богослова, “сквозь букву проникнем во внутреннее…”

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: “Встань, иди в Ниневию – город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня”. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Ионы, 1.1–3).

Кого символизирует собою пророк Иона? Он символизирует служителей Божиих, церковных деятелей, представителей религии, вестников правды Божией, о которых говорит пророк Малахия: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахии, 2.7). К которым обращается и апостол Павел: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (Первое к Коринфянам, 14.1). И пророкам Своим, вестникам Своим говорит Господь: «Встань, иди в Ниневию – город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня».

Ниневия – столица Ассирии. Столица агрессивной, воинственной, языческой страны. Она символизирует собою мир, в котором на первом месте стоит материальное. Мир языческий, в котором поклоняются своим богам – идолам; в котором властвует «блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (К Колоссянам, 3.5). Этот мир агрессивен. Он побивает Божьих пророков, и проповедовать в нём во весь голос Истину – дело весьма опасное. Не зря же Господь говорит об этом в Заповедях Блаженств (Нагорная проповедь, От Матфея, 5.11–12):

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня;

радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Путь проповеди слова Божьего – тернистый путь. И гораздо безопаснее и спокойнее купить билет на торговый корабль, плывущий в Фарсис (Фарсис – Новый Карфаген – торговый город, расположенный далеко от того места, куда послал пророка Господь). Чем может заплатить пророк, чтобы плыть в торговый город на торговом же корабле? Только своей совестью, торгуя совестью пророка! Продать её, и уснуть на дне «торгового судна»… Это и сделал пророк Иона. Это сделал и сегодняшний религиозный мир – религиозный мир сонный, беспечный, чуть тёплый, как говорит о нём Господь наш Иисус Христос в послании к Лаодикийской церкви – последней из семи церквей, изображённых в Книге Откровения (по-гречески – Апокалипсис). Последней, – потому что это церковь последних времён. Это религиозный мир сегодняшнего дня – времени, когда «близко, уже при дверях».

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!

Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…» (Откровение, 3.14–19).

И в этой-то чуть-теплости, в этой беспечности, в этой торговле своей совестью и обвиняет Иону Господь, подняв бурю на море, угрожая наказанием тому кораблю, на дне которого крепко спит пророк…

2. Гряди, Господи Иисусе…

“Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.

И устрашились корабельщики, и взывал каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё; Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул.

И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему: “Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем” (Ионы, 1.4–6).

Что же это за море, которое волнуется и кипит от сильного ветра? Библия сама раскрывает свою символику. Море – это суть языки, племена и народы. В Откровении святому апостолу Иоанну Богослову, 17-я глава, 15-й стих, читаем: “Воды, которые ты видел… суть люди и народы, и племена и языки”. Житейское море, возмущенное бурею страстей, искушений и желаний человеческих, волнующееся разнообразными ветрами учений, идей и мыслей. Как пишет апостол Павел: “Всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения” (К Ефесянам, 4.14). Волнуется и кипит, потому что спит пророк Божий.

Что же делают моряки? Что делают корабельщики, которые правят движением корабля в этом море человеческих страстей? Они начинают молиться своим богам, “взывали каждый к своему богу”. Провозглашаются десятки рецептов спасения из уст сегодняшних “корабельщиков” – чиновников, политиков, экономистов, деятелей культуры, образования. Насколько много богов мира сего, настолько много и самих рецептов – от твёрдой национальной валюты до иностранных инвестиций; от введения в школах изучения народных обрядов до реформы высшей школы; от построения демократической державы до идей диктатуры и “твёрдой руки”. Но не утихомиривается море. Кипят страсти, возбужден народ, нет спокойствия в сердцах человеческих. Тогда начинают сбрасывать с корабля “балласт”. Сбросили уже идеи и Сталина, и Ленина, и Брежнева, и Хрущёва, и Горбачёва… Пошли за борт лидеры и постсоветских времён. Сбросят в это море и нынешних проводников разнообразных идей. Скинут как балласт, обвинив в тех проблемах, которые захлёстывают “корабль”, но не даст и это успокоения, – потому что спит пророк Божий…

И такое состояние паники, состояние моления своим богам и сбрасывания балласта будет продолжаться до тех пор, пока «начальник корабля» не обратится лицом к духовности. Пока не посмотрит на религию, как на единственное средство утихомирить море. Пока не поймёт, что пророк Божий – это единственная реальная сила, способная успокоить бурю. Пока не посмотрит на Иону не просто как на одного с пассажиров корабля, но как на Пророка. Пока не скажет ему: “Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем”. Пока не бросится жребий, и не поймут корабельщики: кто является истинным виновником этой великой бури в человеческих сердцах…

“И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону...

И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря...” (Ионы, 1.7-12)

Вот где выход! Вот панацея! Вот лекарство для этого мятежного мира – “бросить” в человеческое море пророка Божьего: пророка смирения, пророка внутреннего мира (“Иона” в переводе – “голубь”, символ мира). Широко открыть двери для проповеди слова Божьего по духу. Впустить свет истины в сердца человеческие, “высоко поднять” пророка Иону – и успокоится море, и утихнет ветер, и прекратится буря…

“И взяли Иону и бросили его в море; и утихло море от ярости своей.

И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

И повелел Господь большому киту (дословно: “большой рыбе”) поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита…

И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу” (Ионы, 1.15–2.11).

Род сей, – сказал Господь, – не увидит иного знамения, кроме знамения пророка Ионы. Ибо как Иона был во чреве большой рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли.

Что такое эта “большая рыба”? И что символизирует собой “рыба” вообще? Рыбы на библейском языке – это души человеческие, обретающиеся в море мира сего. Однако души духовно несознательные, немые, бессловесные, ибо “что лежит на сердце, о том говорят и уста”. Это те души мирские, коих надлежит “выловить”, спасти из моря страстей, принесши им истину, слово, открыв им уста... Сказал Господь апостолам, бывшим рыбаками: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (От Матфея, 4.19).

Так вот, кит – это обобщённый образ человечества, архетип вселенской человеческой души, живущей в море страстей. Этот также символ проводников этих народов – “больших рыб” от политики, бизнеса, власти, культуры, – влиятельных людей, в фарватере которых движутся уже и все прочие, мелкие рыбки. И поглотит сия “большая рыба” пророка Божьего Иону. И пробудет он во чреве этого кита “три дня и три ночи”.

Что обозначает день на библейском языке? На иврите (староеврейский язык), на котором написан Ветхий Завет, слово “день” звучит как “иом”, и обозначает – день, этап, период. То есть три больших периода будет пребывать пророк Божий в душах человеческих, в сознании людей, – три дня и три ночи будет пребывать Христос, слово Божие в сердцах человеческих, “в сердце земли”. Три периода: уверования, восыновления веры и утверждения, одухотворения, распространения истинной веры Божией. Это и будет великое духовное крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение – на греческом “баптисма” – “полное погружение” в веру, действующую любовью, которая от слова Божия духовного (во имя Отца); реализация этой веры, восыновление, воплощение её в нашей плоти, в теле церкви чрез жизнь смиренную (во имя Сына); и одухотворение, воспевание и распространение ее благодатью (во имя Духа Святого).

И лишь тогда, когда закончатся эти “три дня и три ночи”, – выбросит рыба Иону на сушу: моря человеческих страстей, моря похоти, ненависти, возмущения уже не будет. Как и сказано в Откровении:

“И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их…

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!..” (Откровение, 21.1–3; 22.20).

Аминь. Гряди, Господи Иисусе!