Временное правительство и РПЦ

http://s4.uploads.ru/t/Xj6fA.jpg

Попалась интересная статья на тему отношений РПЦ с Временным правительством. Автор на документальных примерах показывает, что церковь как и все прочие слои российского общества отвернулась от монархии.

Есть такой замечательный момент в истории, как взаимоотношения временного правительства и РПЦ. Казалось бы, многие считают ВП некоей «демократической», а соответственно и светской властью. Однако так ли это было на деле?

В вопросах, связанных с церковниками, все составы временного правительства были примерного одного мнения. Т.е., бывшие царские чиновники, либеральные интеллигенты, мелкобуржуазные социалисты твердо решили, что будут использовать РПЦ в своих интересах, а также в пропагандистских целях.

Не удивительно, что в церкви царя не очень долго оплакивали (фактически вообще не оплакивали), а сразу же договорились с временным правительством. Например, восстановление патриархии во многом началось обсуждаться благодаря лояльности со стороны «ВП». А будущий патриарх поднялся благодаря активному сотрудничеству с новым правительством России.

Отныне попы во всех церквях говорили не просто временное правительство, а: «Благоверное Временное Правительство». Также попы использовались как военные агитаторы. Ведь, как известно, временное правительство вовсе не собиралось прекращать войну. Забавно, как самодержавие, которое «установил сам бог» резко исчезло из риторики чернецов. Неужели их «озарило»? Или просто – это работа, где нужно обслуживать интересы определенного класса?

Буквально вчера попы только и делали, как славословили в адрес монархии и Николая II, а теперь, писали так:

«если поведение бывшего царя не было результатом психической ненормальности, то неизбежно прийти к заключению, что никто и никогда так не дискредитировал принципа самодержавия, как именно Николай II»

Это слова Тимофея Буткевича. Он, естественно, до февраля 1917 года подобного не писал.

Со стороны кажется, что это мнение отдельного попа, который просто пытается хорошо «примазаться» к новой власти. Но нет, это «мнение» всех попов. На епархиальном собрании РПЦ постановили:

«Наилучшей формой правления Русского государства епархиальное собрание признало демократическую республику с широкой областной автономией. В сознании народных масс и конституционный монарх служит символом идеи старого абсолютизма власти. Вот почему лозунг – демократическая республика – является уже требованием момента»

Надо отметить, что прошло всего-то ничего, какой-то жалкий месяц!

Но в своем лобызании они пошли дальше:

«Совершившийся переворот был делом великой милости Божией к нашему отечеству»

А что говорил тот же орган за 5 лет до этого:

«самодержавие на Руси заведено не человеческим хотением, а божьим изволением, божиею милостию»
Везде эта божья милость!

Еще раз напомню, что незадолго до переворота РПЦ критиковала любую оппозицию в отношении царя.

Несколько примеров:

Официальное заявление РПЦ в отношении социалистов (1912 год):

«Социалистическое верховенство народа совершенно несогласно с учением божественного откровения»

И о буржуазной демократии:

«Идея народовластия, или народоправия, как лицемерно нелепая, выдуманная, чтобы дать высшим сословиям незаметно держать в своих руках народ, чужда душе русского народа»

Даже о конституционной монархии:

«Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и бога»

Понятно, должно быть, после этого, до какой степени РПЦ дорожит любыми принципами. И последнее, что РПЦ сказала на этом соборе:

«Право собственности каждого, по учению христианства, — составляет святыню для всех неприкосновенную»

Видно, на буржуазию церковь поставила.

Такая рьяная поддержка со стороны церкви объясняется в первую очередь тем, что временное правительство согласилось взять на себя содержание мракобесия. Т.е. платить огромную зарплату попам, содержать храмы и различные организации или мероприятия, несмотря на колоссальные долги. А попам было не обидно принимать огромные суммы, несмотря на массовый голод и военные расходы. Монета для попа – это главное.

Взаимная симпатия двух сторон дошла до того, что попы приняли на своем соборе особые требования к временному правительству, дабы закрепить юридически их отношения. Интересно, но ВП согласилось на требования. А вот эти требования:

Собрание определений и постановлений временному правительству

1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак…

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

19. Во всех светских государственных школах …преподавание Закона Божия… обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях: содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны.

22. Имущество, принадлежащее Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию… государственными налогами.

24. Православная церковь получает из средств Государственного Казначейства… ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей.

Вот собственно и понятно, откуда вся дружба, куда подевались все принципы и идеалы прошлого. Удивительно только то, что временное правительство было готово до такой степени «прогибаться» под РПЦ. Видимо, в действительности никакого авторитета у этого правительства и не было.

Но радости поповской в скором времени пришел конец. Ведь временное правительство не продержалось и года, а новая власть в лице большевиков напрочь отказалась хоть как-то спонсировать поповское сословие. Многие думают, что церковники невзлюбили большевиков именно за то, что те «проклятые коммунисты». Но в действительности это не так. Нелюбовь на начальном этапе обосновывалась именно тем фактом, что зарплату перестали платить.

Но это уже отдельная история, которую тоже не стоит обходить вниманием. Ведь эти исторические события прямо рисуют образ попов. В сущности – это люди беспринципные, которых не волнует ничего, кроме денег. Они, можно сказать, научно это доказали. И нет никаких сомнений, что если бы большевики согласились им платить зарплату, то они бы славословили в их адрес моментально, осуждая временное правительство и царя.

С сущности, мы даже сегодня можем видеть подобное. Ельцинское правительство дало попам очень много, возможно даже больше того, что они имеют сегодня. Однако спустя годы, вместе с политической линией, они критикуют «извращения 90-х», потому что Путин так делает. Не стоит удивляться, если и следующая власть, которая решит поставить на попов, попросит их критиковать Путина – они и на это с радостью пойдут.

http://kritix.ru/religion-and-atheism/6 … tvo-i-rpts – цинк

spb_goro дополняет:

Иерархи РПЦ времён революции: о царе и событиях:

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Россиею на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Правительства, да дает ему силу крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного устроения.”©10 марта 1917, газета «Петроградский курьер»

Из речи епископа Рыбинского Корнилия (Попова):
Тяжелым крестом для России, для русского народа было царствование Николая II: сколько крови пролито во время Японской и настоящей войны! Бессильному плохо плохо живется, на него больше нападают. А до бесилия русский народ доведен был старыми правительствами.©(Ярославские губернские ведомости, Ярославль, 1917, №9-10, с. 109-110).

Из речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) на собрании кадетской партии:
Николай II со своею супругою Александрою так унизили, так посрамили, опозорили монархизм, что о монархе, даже и конституционном, у нас и речи быть не может. В то время, как наши герои проливали кровь за отчизну… Ирод упивался вином, а Иодиада бесновалась со своими Распутиными, Протопоповыми и другими блудниками. Монарх и его супруга изменяли своему же народу.©(Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917, №3, с. 20-22).

Из послания к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Дмитрия (князя Абашидзе):
Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядке, допущенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно вводившим всех в заблуждение, повлекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах…©(Таврический церковно-общественный вестник. Симферополь, 1917, №8-9, с. 175-179).

Из воззвания епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) и духовенства Вологды к пастве:
Свершилась воля Божия!
В жизни каждого народа бывают такие моменты, когда старые формы государственной жизни, как не отвечающие современным потребностям, рушатся и заменяются новыми.©(Вологодские епархиальные ведомости, Вологда, 1917, №8, с. 105-106).

Из проповеди епископа Тихвинского Алексия (Симанского) в Софийском соборе Новгорода:
В последнее время в России… внутри совершались неслыханные измены со стороны тех, кто был призван царем в качестве ближайших сотрудников в управлении государством… Постепенно воздвигалась между царем и народом все более и более плотная стена…
(Новгородские губернские ведомости, Новгород, 1917, №18, с. 2).

Обращение архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) к членам духовной консистории и благочинным г. Твери:
…Милостию Божиею, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжелые годы мировой войны, обошлось без многочисленных жертв и Россия легко перешла к новому государственному строю….
(Тверские епархиальные ведомости, Тверь, 1917, №9-10, с. 75-76).

Из речи архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) в кафедральном соборе Симбирска:
…Совершилось величайшей важности историческое событие! Волей Божией наша дорогая и многострадальная Родина вступила на новый путь своей государственной жизни.
Наш Всероссийский корабль был близок к погибели… Кормчие его оказались несостоятельными или по своему невежеству или, вернее, по своей нечестности. Не явись вовремя самоотверженные новые кормчие, я не знаю, что и было бы с нами!
(Симбирские епархиальные ведомости, Симбирск, 1917, №6, с. 75-76).

Из проповеди епископа Костромского и Галичского Евгения (Бережкова):
…Величие и мощь народного духа проявились удивительным образом: только плечом повел русский богатырь, и пали вековые оковы, исчезли все препятствия, стеснявшие его шествие по пути к свободе, солнце которой ныне во всем блеске засияло на святой Руси…
(Костромские епархиальные ведомости, Кострома, 1917, №7, с. 119).

Из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) в Казанском соборе Петрограда:
…Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху – все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле… Теперь началась великая эпоха новой жизни…. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастья. Самодержец погиб и погиб безвозвратно, но вместо самодержца пусть великий Вседержитель царствует над нами.
(Уфимские епархиальные ведомости, Уфа, 1917, №7-8, с. 193-196).

Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея:
…Режим правительства был в последнее время беспринципный, грешный, безнравственный. Самодержавие русских царей выродилось сначала в самовластие, а потом в своевластие, превосходившее все вероятия. Самодержавие не охраняло чистоты православия и народной совести, а держало святую Церковь на положении наемного слуги.
Церковь подверглась явному глумлению. Она была заменена пройдохами, ханжами и т.п. С голосом Церкви не только не считались, но явно им пренебрегали.
(Уфимские епархиальные ведомости, Уфа, 1917, №5-6, с. 138-139).

Речь епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского):
Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне…
(Екатеринославские епархиальные ведомости, Екатериносла,, 1917, №8, с. 108).

Из резолюции Полтавского епархиального съезда духовенства и мирян:
Старый порядок был гибельный для церкви и государства, для народа и духовенства, он душил все живое и возврата к прежнему порядку не может быть никогда. Необходимо добиваться учреждения в государстве демократической и федеративной республики.
(Владивостокские епархиальные ведомости, Владивосток, 1917, №3150, с. 3).

Из статьи епископа Нарвского Антонина (Грановского):
… грех православия в том, что его доселе заставляли нести солдатскую охрану государственного режима. Священное горение сердец были культивируемы на пропаганду и защиту общественного строя, именуемого «самодержавием». Этот полицейский мотив убил церковную искренность… Православие и самодержавие не только органически не связаны между собою, напротив, они взаимно отталкивают друг друга.
(Слово. СПб., 1905, №330, с. 5-6).

PS. Автора вполне можно дополнить. Церковь разумеется тут не бежала впереди паровоза и отреклась от монархии точно так же как буржуазия, генералитет и большая часть дворянства.

Проблема тут даже не в самой РПЦ, а в том, что Николай II и его министры к февралю 1917 года настроили против себя даже те социальные группы, которые по логике борьбы должны были поддерживать саму структуру монархии, хотя бы ради самовыживания. Но банкротство самодержавия было настолько очевидным, что традиционные его опоры – армия и церковь, буквально в считанные недели переобулись на ходу. Ввиду чего, проще пересчитать тех, кто остался верен, нежели ковыряться в длинном списке оставивших престол в трудную минуту.

Причем и в дальнейшем, их пути были идентичны, армия раскололась на красных и белых, а в церкви тоже появилась группа “обновленцев”, которая стремилась наладить отношения с большевиками и устроиться при новой власти.

Но по различным причинам, новая власть была не особо заинтересована в такой редакции РПЦ, поэтому вплоть до конца 30х, церковь расплачивалась за свою неправильную ставку в 1917 году на буржуазию, попутно лишившись и серьезного государственного финансирования, что и было одной из главных причин общего упадка РПЦ, на что наслаивались репрессии и атеистическая пропаганда вкупе с всеобучем.
Источник: red-sovet.su

http://newsland.com/news/detail/id/1266621/