Ватикановка в России, или Несколько слов о невежестве современных модернистов

При всей образованности современных церковных модернистов все же поражает их духовное невежество, соединенное с напыщенной самоуверенностью и апломбом, с которыми они пытаются навязать свои заблуждения православному люду.
Например, благочестивый русский православный обычай погружаться в прорубь 19 января, в день Крещения Господня. Его история насчитывает, как минимум, несколько веков. Ученик преподобного старца Амвросия Оптинского известный духовный писатель второй половины XIX - начала XX веков Евгений Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, в своей книге «Идеалы христианской жизни», рассказывая о празднике Богоявления, пишет: «Вода Иордана илиста, так что ее, забрав в бутыли, на месте стоянки обыкновенно процеживают. И как тут, когда я с лодки погрузился в воду священной реки, вспомнилась дальняя Россия и та горячая вера, которая кидает людей русского простонародья в этот день в ту прорубь рек и прудов, где совершено великое водосвятие». Иными словами, в XIX веке крещенское купание было повсеместным русским обычаем. Погожев родом из Москвы и часто бывал в Калужской губернии. Очевидно, там он и наблюдал этот благочестивый русский обычай. Также необходимо помнить, что к этому времени Православная Вера в своей чистоте и святости сохранялась именно в простом русском народе. А дворянство и интеллигенция отступили от веры отцов и поклонились идолам западной еретической философии, псевдопрогресса и псевдопросвещения. И отзыв Евгения Поселянина дает образец здравого духовного отношения к благочестивым русским православным народным традиция, как к проявлению горячей народной веры.
В последнее же время – и этоуже стало печальной традицией - как только приближается праздник Крещения Господня, разношерстные модернисты, зараженные духом обновленчества, поднимают в СМИ компанию против этого молодецкого русского православного обычая, освященного столетиями. Не стал исключением и нынешний год.

Вот образчик того, как модернисты, прикрывая свое маловерие, а по сути и полнейшее неверие во что-либо, авторитетом епархиальной власти и пользуясь ее СМИ ведут свою разлагающую пропаганду. Не так давно на сайте Симбирской епархии появилось объявление, в котором допущены многие неточности, явные передергивания информации, вперемежку с церковным учением, что затрудняет отделение истины от лжи.
В частности, Епархия справедливо констатирует, что согласно Уставу Православной Церкви, в праздник Крещения Господня и накануне (18 и 19 января по новому стилю) в храмах совершается великое освящение воды. Далее следует полуправдивое утверждение о том, что в Русской Церкви, на большей части канонической территории которой климат весьма суровый, существует традиция при подходящих погодных условиях совершать освящение воды в прорубях рек и прочих водоемов. Здесь ложь заключается в указании на «подходящие погодные условия». На самом деле до революции, несмотря ни на какие морозы и суровость климата, все духовенство непременно освящало воду в прорубях.

Более того, по свидетельству старшего поколения верующих, которые запомнили еще дореволюционные времена и оставили об этом свидетельства, в день Богоявления совершалось торжественное шествие на Иордань. Со всех городских приходов крестными ходами после ранней Литургии под звон колоколов собирался народ православный, возглавляемый своими пастырями, к Кафедральному собору. Здесь объединенный крестный ход во главе с настоятелем собора, с крестами, хоругвями и иконами шел к ближайшей речке или иному водоему. Там уже была приготовлена прорубь, вырубленная в виде креста. Над ней устанавливали этот ледяной крест, украшая его различными красочными узорами. И вот духовенство совершало великое освящение воды, невзирая даже на самые лютые морозы. Находились и такие подвижники среди духовенства, которые не надевали варежек из благоговения и несли металлические кресты в руках, согреваемые горячей верой.
Но вернемся к объявлению, размещенному на сайте Симбирской епархии. В нем следует очередное сомнительно утверждение: «Традиция освящения воды в прорубях, равно как и купание в них, не является Таинством Церкви и не обязательна для исполнения православными христианами», подчеркивается в объявлении. А разве обязательны к исполнению православными христианами только Таинства Церковные?
«Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне, - свидетельствует святитель Василий Великий. - Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас - в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения, и елей помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем научило ли какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее, относящееся к крещению -- отрицаться сатаны и аггелов его? Не из этого ли не обнародованного и сокровенного учения, которое Отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость Таинств охраняется молчанием?».
Следуя логике автора объявления, размещенного на сайте Симбирской епархии, тогда и накладывать на себя крестное знамение, пить святую воду и принимать просфору необязательно, потому что это не является Таинством Церкви. Типично протестантский подход, порожденный западным рационализмом.
Далее, ссылаясь на информацию МЧС России, епархия сообщает, что в связи с малой толщиной льда освящение воды в этом году будет осуществляться только в храмах и на родниках. Вот он источник новой традиции – информация МЧС. В какие-то веки Церковь Христова руководствовалась информацией МЧС?
Причем модернисты настолько закашмарили даже своего правящего епископа, что он вынужден был своим благословением отменить освящени воды в прорубях и водоемах, каковое распоряжение было доведено до сведения каждого священнослужителя епархии. При этом, несмотря на незначительную толщину льда, в других епархиях освящение воды на реках и водоемах совершалось - в соответствии с многовековыми традициями Русской Православной Церкви. В частности, в северной столице освящение воды в Неве прошло благополучно, как и в предыдущие годы.
Объявление заканчивается приглашением: «Всех, практикующих купание в проруби, Симбирская епархия приглашает в эти дни посетить православные храмы и родники, где будет осуществляться чин великого освящения воды в полном согласии с той традицией, которая принята на православном Востоке». А в тех водоемах, где вода не освящена особым чином, неужели она не освящается в день Богоявления? А как же наши благочестивые бабушки и дедушки в годы гонений, когда освящение воды каралось безбожной властью, набирали в этот день воды в любом водоеме и в соответствии с верой и преданием Церкви употребляли ее без всякого сомнения как Крещенскую? И кого нам слушать, обновленцев ли из Симбирской епархии или же наших благочестивых предков, сохранивших свою веру в огне безбожных гонений?
При этом ресурс «Православие и мир», разместивший статью об объявлении Симбирской епархии, назвал ее так: «Отказаться от крещенских купаний призывает Симбирская епархия», хотя из содержания объявления видно, что даже у симбирских обновленцев не повернулся язык призвать народ отказаться от купания. Просто они призывают не купаться в Волге и других открытых водоемах, а на святых источниках купаться не запрещают.
Хочется особо сказать об авторе объявления. Судя по его духу, оно принадлежит известному филокатолику и обновленцу игумену Корнилию (Кибаргину) или же кому-либо из его учеников. Раньше он преподавал в Саратовской духовной семинарии, где обучал студентов по еретическим учебникам католических богословов. Его внешний вид – короткая стрижка и практически абсолютное отсутствие бороды – еще более делает его похожим на обычного ксендза. В священнические одежды он облачается только в храме, а по городу ходит в джинсах и рубахе, как обычный мирянин. Благочестивые прихожане, посещавшие деревенский храм, где он служил, прозвали его и всю деревню Ватикановка из-за явных филопапистских проповедей и взглядов Кибаргина. В Саратовской епархии ныне покойный владыка Александр за еретические проповеди запрещал Кибаргина в священнослужении, а при владыке Лонигине его и вовсе из епархии попросили...
В Симбирской епархии Корнилий нашел теплый приют, был произведен в сан игумена и даже удостоен чести возглавить епархиальные богословские курсы, между тем к преподаванию православным студентам его нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Правда, и в Симбирской епархии не везде его встречали хлебом и солью. На одном деревенском приходе, куда он намеревался устроиться настоятелем, прихожане не допустили его, узнав о его еретических взглядах. И действительно, игумен Корнилий по своим взглядам откровенный католик, ведь по установлениям римской курии допускается и даже приветствуется служение латинских ксендзов восточного обряда в православных храмах. При этом им разрешается держать свой папизм в тайне. Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с таким криптокатоликом в лоне Русской Православной Церкви и с его деструктивным влиянием на духовенство Симбирской епархии, что и выплескивается наружу в подобного рода «объявлениях».

Александр Павлов