РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ. » Исторические материалы » Еврейские погромы в России


Еврейские погромы в России

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Еврейские погромы в России — массовые насильственные акции по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма.

Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, объясняя происхождение слова «погром», в новой истории особенное распространение погромы получили в России в XIX—начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков.

До XIX века

Хотя евреи жили в Древней Руси издавна и в 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, тем не менее, до второй половины XVIII века число евреев в России было невелико[4]. Семён Дубнов указывает, что «в Польше в средние века число евреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь была почти закрыта для них»[5]. После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[6][7] В областях компактного проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения».[8]
[править]
Погромы 1821—1904 годов

Первый известный погром евреев в Российской империи произошел в 1821 в Одессе. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория[3]. В 1859 и 1871 годах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошел погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций[9].

Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 год[10][11]. Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).

В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1895 году произошёл жестокий погром в Кутаиси. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.

6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошел крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Хаим Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.

После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).

Погромы 1905—1907 годов

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Ekaterinoslav1905.jpg/250px-Ekaterinoslav1905.jpg
В период революции 1905—1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года[источник не указан 31 день]. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах.

30 июня в Белостоке еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из Бунда[12]. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 10 человек было убито, десятки ранено.

Во время погрома, начавшегося вечером 20 июля в Екатеринославе, активно действовал еврейский вооружённый отряд самообороны — евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев.

В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.

После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.[14] 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии. Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30.

В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.

Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/Maimon_Home.jpg/250px-Maimon_Home.jpg

Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.

Погромы во время революции и гражданской войны
Основная статья: Еврейские погромы во время Гражданской войны в России

7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[16]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][17].

По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[18].

Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными[19]. Он считает, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[20]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[21].

В вышедшей в 2009-м году книге «История России. ХХ век», являющейся результатом работы более чем сорока авторов под редакцией Андрея Зубова, приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»[22].

Историк Норман Кон (en) оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[23]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[24]

По данным Леонида Смиловицкого в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[25].

Некоторые авторы отмечают, что погромы делались как белыми, так и красными и тем более отдельными бандами, но в Красной армии эти действия беспощадно подавлялись, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[26][17]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и др., которые он полагает погромными и антисемитскими и прямо связывает бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства. Приказ самого Деникина против погромов был издан лишь 23 января 1920 года[27]. Как пишет доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»[28].

Согласно другой точке зрения, которой придерживается, в частности, российский историк Андрей Зубов, командование Белого движения прикладывали все возможные силы к борьбе с погромщиками[22][29]. Так, А. Зубов пишет: «и генерал Мамантов, и генерал Шкуро, и генерал Деникин боролись как могли с еврейскими погромами, наказывали погромщиков, защищали ни в чем не повинных еврейских обывателей.»[30] Видный деятель белого движения А.А. фон Лампе писал, что в частях белой армии имели место нарушения дисциплины, грабежи и иногда даже убийства, за что были расформированы 2-я Кубанская пластунская бригада и Осетинский конный полк, однако они не были направлены исключительно против еврейского населения: "...от этих проявлений отрицательного типа страдало как еврейское, так и христианское население захваченного беспорядками района...Но о несчастных христианах, конечно, никто не кричал в мировой прессе.".[31] П. Н. Врангель в беседе с журналистом Н. Н. Чебышевым из газеты «Великая Россия» объяснял рост антиеврейских настроений в народе распространением большевизма, анархии и произвола:[32] В народных массах действительно замечается обострение ненависти к евреям. Чувство это все сильнее развивается в народе. В последних своих проявлениях народные противоеврейские настроения буйно разрастаются на гнойнике большевизма. Народ не разбирается, кто виноват. Он видит евреев-комиссаров, евреев-коммунистов и не останавливается на том, что это часть еврейского населения, может быть оторвавшаяся от другой части еврейства, не разделяющего коммунистических учений и отвергающего советскую власть.

Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. ХХ век» объясняется участием евреев в красном терроре[22].

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейские_погромы_в_России

0

2

Жаль, что сейчас этих погромов нет, а то Россия опять на пороге революции.

0

3

Холокоста небыло: Вот что говорил Роберт Фишер (11-й ЧМ по шахматам):

Википедия:

... с 1996 Фишер стал несколько чаще появляться в СМИ, как правило, с довольно резкими выступлениями в адрес США и евреев. В 1999 его выступление в венгерском радиоэфире было прервано ведущим, так как состояло исключительно из ругательств в адрес евреев. Последними из попавших в эфир слов были: «Эти грязные ублюдки, придумавшие никогда не существовавший холокост, теперь пытаются захватить весь мир…». Ещё в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Все начальство - евреи, тайные евреи или цэрэушные крысы, которые на евреев работают. Госсекретарь и министр обороны - пархатые жиды. Посмотрите, что они натворили в Югославии».

А вот что пишет Юрген Граф, историк - ревизионист: http://www.erlib.com/Юрген_Граф/Миф_о_Холокосте/0/

0

4

[audio]http://www66.zippyshare.com/v/81805294/file.html[/audio]

0

5

Интересная песня, мне нравится, а кто автор?

0

6

Это "Calvados - Погром".

0


Вы здесь » РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ. » Исторические материалы » Еврейские погромы в России