РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ. » Душеполезное чтение » Неделя мясопустная, о страшном суде


Неделя мясопустная, о страшном суде

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Неделя мясопустная, о страшном суде. Архимандрит Петр (Кучер)

http://savepic.net/625927.jpg

Сейчас идет подготовка к Великому посту. Что значит к нему подготовиться? Это не просто взять и затянуть ремень на последнюю дырочку, поменьше есть и пить, нет, не в этом смысл Великого поста. Вообще он называется Великим по значению, потому что он прообразует всю нашу земную жизнь, она, так сказать, собрана в миниатюре в эти 40 дней. И, наоборот, вся наша жизнь - это тоже Великий пост. Это не то, что ты родился барчонком и живешь в свое удовольствие. А нужно помнить, что за последней чертой нас всех ожидает суд Божий, и за ним - Вечная жизнь. Тогда будет решаться, где тебя поселить, в каком коттедже, какую квартиру тебе дать на небе по твоим заслугам?!

Знаете, как раньше было: допустим, человек совершил великий подвиг перед народом и Отечеством или проявил себя с положительной стороны, начальство не знает, в каком доме его поселить, с какими удобствами квартиру ему выделить. Таким людям дают жилплощадь в добротном доме в центре города. Обычно ордер выдают на собраниях, где присутствуют сотни или тысячи людей: «Награждается квартирой такой-то ударник труда». Все делается при свидетелях, т.е. в рассуждении всего пребывающего трудового коллектива. Так вся наша земная жизнь - это подготовка к вечности. А нам хочется пожить в свое удовольствие, получить образование, проявить свои таланты, повыше сесть. Хочется стать министром или генералом, если не министром, то хотя бы инженером где-нибудь поудобнее устроиться, только чтобы не лопатой работать.  А на самом деле - это почетный труд: с киркой, с лопатой, с косой! Между прочим, кто физически больше работает, тот более способен к духовному подвигу. Когда женщина занята работой, а за ней еще 10 детей ходят, за полу держатся, то ей некогда думать о нарядах и заниматься собой. Вот такая мама и становится святой. Каждый должен заниматься своим делом: женщина - деторождением, воин, который служит в армии, - защищать Родину и нашу веру; трудящийся - трудиться на благо Отечества и своих ближних; священство - проповедовать, учить, подготавливать народ к Вечной жизни.

Нам нужно памятовать, что, вступая в Великий пост, мы должны очистить свою душу, и это не так-то легко дается, но как говорит житейская мудрость: чем хуже, тем лучше. Многие это не воспринимают и даже возмущаются: «Какой негодяй, видишь к чему он нас понуждает - к худшему! Ведь я человек и это звучит гордо, как сказано у пролетарского писателя». Нам надо смирять свою гордыню и укрощать страсти - поститься душой. Как это поститься? Это значит «не кушать» грехов, не творить зла. Одно лишь телесное воздержание от мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов - это вспомогательное средство, а тут надо, чтобы душа попостилась, чтобы с нее свалилась греховная чешуя. Помните случай, описанный в Отечнике, когда у одного святого бес просил: «Дай мне твою душу». А тот отвечал: «Как я тебе отдам свою душу, если я живу здесь на земле, чтобы спасти ее». Но бес настаивал: «Мне надо взять твою душу, мне приказали». И так ходил он, ходил вокруг святого, что подвижнику надоело на него смотреть, он и говорит бесу: «Ладно, так и быть, забирай, только знаешь что, моя душа - не полушка, спой мне за это ту песнь, которую ты пел на небе, будучи еще ангелом». Как ни возмущался бес и предупреждал святого: «Я буду петь, но ты умрешь от этой песни, потому что человек не может выдержать этой мелодии и ее смысла», но святой не уступал, и пришлось ему спеть. Как зарыдал, заплакал падший ангел, вспомнив обстановку Царства Небесного, все обстоятельства жизни в раю, где он был до изгнания оттуда. И такими слезами плакал, что святой удивился: так люди не плачут, как бес рыдал, он был весь мокрый от слез. Небесная песнь - это не столько звук, сколько озвученная энергия, это формула исхождения Божественной благодати! И действительно, когда он пел, у него на лбу появилось светлое пятно, огненная точка, которая начала распространяться на все тело. И с беса стала сползать чешуя, как с гадюки прошлогодняя кожа. Он стал весь огненный так, что нельзя на него было смотреть! Господь помиловал падшего ангела, и он, очищенный и прощенный, поднялся на Небо! Все это происходило на глазах потрясенного старца: он не смог стерпеть этого чудесного преображения и той благодати, которая коснулась и его. Подвижник умер, и его душа была также взята на небо.

Вы, наверно, слышали, что от радости или от сильного потрясения люди тоже умирают, и это не выдумка - есть величайшая радость, которую люди не могут пережить. Радость небесная, она не сравнима с земной радостью, мы не можем даже в уме представить, какое это благо! Мы, находящиеся в этой мясной плоти, не можем перенести такую благодать, это небесное состояние, которое испытывают ангелы и святые люди, небожители.

Нам даны подготовительные недели к посту, чтобы мы могли подумать, рассчитать свои силы, как сказано в Евангелии о мудром строителе. А рассчитывать нужно в первую очередь на Бога, помолиться и сказать: «Господи, помоги мне собраться с силами, настроить себя на постовой лад, усилить молитву». Эта подготовка заканчивается в следующее воскресенье, которое называется Прощеным. Прося друг у друга прощения с земным поклоном, мы ставим точку в подготовке к Великому посту, и жизнь уже должна быть соответственная.

Кроме того, Великий пост прообразует еще и Царство Небесное. Мы как бы умираем в посту для этой земной жизни, перестаем есть мясб, делать зло, т.е. вступая в сорокадневный пост, мы начинаем новую жизнь. В посту многие ходят с траурными лицами: «Какое горе наложила Церковь: не ешь и не пей, и веселиться нельзя!» А ты ходи и радуйся внутри, и эта радость будет светиться на лице, как на витрине. Радуйся, потому что в посту ты находишься уже как бы на небе: не обременяешь свою совесть грехами, ведь когда совесть угнетается мясами и водкой, то она злит тебя и подшпоривает на зло, как всадник дает шпоры коню, чтобы тот быстрее бежал.

В подготовительные недели к Великому посту вспоминаются евангельские персонажи, так сказать наши ориентиры и маяки в духовной жизни. Вот, например, было воскресное чтение о Закхее, т.е. мы должны быть незлобивыми и простыми, как Закхей. Потом идет Неделя о мытаре и фарисее, так и нам в жизни нужно быть мытарями и не мнить из себя фарисеев. Далее Неделя о блудном сыне, т.е. нам надо возвращаться в отчий дом - к Богу, через пост, молитву и покаяние, чтобы очищенными встретить Христа на Пасху. А Пасха для праведника прообразует встречу души после исхода из тела со Христом. Сегодня в Неделю о Страшном Суде Церковь нам показывает, что Господь не карать будет, а справедливо и спокойно рассуждать, кому какое место предоставить после смерти. Он же Любвеобильный и Милосердный Бог. Прежде всего, Он здесь разлучает праведных от грешников. Потому что как на Страшном Суде Господь скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25; 34), когда там будет половина или даже больше грешников. Если люди будут не рассортированы, как можно всем сказать: «Приидите, благословеннии», не правда ли? Поэтому Господь разделит праведников от грешников, козлищ от овец, чтобы не оскорбительно было для святых. И потом скажет тем, которые окажутся с левой стороны, ошуюю от Него: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25; 41). На Страшном Суде соберутся все люди, все языцы, т.е. все племена и расы.

Сегодня на земном шаре проживает более трехсот национальностей и народностей. Второе пришествие Господне будет во славе, когда Он предстанет перед человечеством в окружении ангелов судить живых и мертвых. Первый раз Господь пришел на землю, как простой человек в смиренном облике, от людей оскорбляемый и унижаемый. Родился Он Спрятанный внутрь плоти Пресвятой Богородицы и открыл Свою Славу только на горе Фавор близким ученикам, поэтому грешники не узнавали Его Божество простым телесным зрением. А праведники сразу узрели, что Он не человек, а Бог, кроме того, это было предсказано в Священном Писании. По сути дела, унижение и оскорбление, которые претерпел Господь, означают для нас то, что мы, люди - Его творения, есть дар Божий, Его заслуга и труд. После перенесенных страданий и крестной смерти Господь во второй раз явит Себя человечеству во всем величии Божества, тем самым показывая нам, что для того, чтобы заработать славу, надо потрудиться. И один из главных подвигов, если не самый главный для человека, - это смириться и уничижиться. Сказано ведь в Заповедях блаженства: «Блажени нищие духом, яко ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6; 20). Кто эти нищие? Те, которые думают, что у них за душой ничего нет, т.е. не гордые. А богатые - это те, которые мнят о себе, что они умные, способные и талантливые. Господь явил нам пример, когда две тысячи лет назад сошел на землю, выполнив послушание Отцу Небесному, и вот за это как бы получил награду и славу, хотя она у Него была всегда. Итак, Господь явится в Божественной славе, весь в огне, в ослепительном свете ярких тысяч солнц. Так величественно придет Господь, что на Него нельзя будет воззреть даже ангелам. Уже от сложения мира праведникам уготованы места на небе: «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене» (Мф. 25; 35). Вот эти два дела - милосердие и любовь очень важны в христианской жизни. Допустим, приютить бездомного, ищущего пристанище человека. Раньше, до революции, везде давали кров путникам, которые шли пешком на богомолье в Киево-Печерскую или Троице-Сергиеву Лавру.

В наше время тоже многие верующие нуждаются в жилище и не имеют средств к существованию, поэтому мы с вами, как истинные христиане, должны помогать нашим ближним. Или если встретится какой-нибудь нищий бродяга, особенно сейчас, дать ему кусочек хлеба, одеть, утешить его. Пьяного тоже надо накормить, только денег не давать, т.к. это ему на погибель, не подливать масло в огонь. Очень важно поддержать телесно, но это далеко не все, это только прообразует истинную пищу и напиток. А истинная пища - это духовная, слово Божие, этим надо накормить человека. Его надо познакомить с Богом, наставить на правильный путь, ведь каждый из нас путешественник с земли на небо через веру, молитву и добродетельную жизнь. Надо напитать человека Божественной энергией, благодатью Духа Святаго - вот какое блюдо надо дать его душе и напоить его небесным напитком. Помните, как в Пасхальном каноне поется: «Пиво пием новое», т.е. не то языческое или ветхозаветное, которое пили израильтяне, а новое пиво, радостное - пиво христианской веры и любви, вот что надо дать человеку! Стало быть, надо его покрестить, научить основам Православия, чтобы он ходил в храм, исповедовался, причащался, молился еще и дома, т.е. сделать его истинным христианином, богоподобным, как заповедовал Господь. И вот книга, по которой надо учить, называется Евангелие, Новый Завет - учебник Вечной жизни. Вот какие надо дать пищу и напиток для души. Нам подается духовная трапеза с небесной трапезной, и Церковь через своих священнослужителей преподает нам семь блюд - таинств: крещение, миропомазание, исповедь, причащение, соборование, венчание и священство. Но мы должны заплатить за эти блюда. Чем же? Верою, покаянием.

«Наг, и одеясте Мя» (Мф. 25; 36). Одеть нагого - это значит не только в буквальном смысле. Вот, например, Андрей, Христа ради юродивый, живший в начале X века в Константинополе, вообще ходил нагой и никого не стыдился, и его не стыдились, знали, что ходит ангел, а не человек. А нагой - это тот, у кого нет крещальной одежды, безблагодатный из-за грехов и безбожия. Потому что такой человек попадает к разбойникам, т.е. к бесам, и они обдирают его как сидорову козку и оставляют без духовного покрова. Одеть такого человека - означает привести его к покаянию, разъяснить ему волю Божию, научить его жить добродетельно. И таким образом, покупаешь ему новую одежку. Помогая обездоленным и убогим, мы угождаем Богу. Ведь Господь сказал: «Наг, и одеясте Мя», здесь Он прообразует человека, нас с вами, т.к. мы все во Христе Его чада, и поэтому говорит как будто от нашего имени. А святые ответили: «Господи, когда Тя видехом алчуща и напитахом? или жаждуща и напоихом? ...или нага, и одеяхом?» (Мф. 25; 37, 38). Они не сказали, что да, действительно, мы кормили и одевали ближних, а поскромничали, и это еще раз подтвердило их добродетельность. Потому что праведники работали здесь, на земле, и не думали, что делают великое дело, они считали себя за неключимых рабов, которые выполняют то, что им положено.

«И поставит овцы одесную Себе...» (Мф. 25; 33). Господь Своих избранных называет овцами, потому что это кроткое и незлобивое животное приносит много пользы человеку. От овец получается прекрасная шерсть, и раньше, в старое время, когда не было синтетики, люди ходили в натуральных одеждах из хлопка и шерсти. А сейчас, можно сказать, все пропорционально: сколько в нашей жизни неправедности, столько и синтетики на нас. От овец мы также получаем молоко и мясо. Вот, кстати, сегодня память мученицы Перпетуи, которая была замучена в Карфагене в 203 году. Оставшись вдовой, эта 22-летняя красавица не соблазнилась прелестями мира, а мужественно исповедовала веру во Христа, за что и была заключена языческими судьями в темницу. И вот снится ей перед страданиями сон, как будто она находится на каком-то пастбище и там сидит ветхий, весь седой благообразный Старец, а вокруг Него пасется стадо овец. И видит Перпетуя, что Старец смотрит на нее такими отеческими любящими глазами, а затем подозвал одну из овец, подоил ее и дал попить мученице. Она выпила во сне этого небесного молока и от благодати, которая сошла на нее, стала как бы невменяемой: не хотела слушать увещания язычника-отца, просившего пожалеть свою молодость и своего ребенка, и, оставив годовалого младенца родителям, со своим братом и его друзьями, такими же христианами, пошла на мучения. Сначала их бросили в цирке на растерзание диким зверям, но животные не тронули мучеников, и святых усекли мечами.

Мученики и праведники подвизались не своими силами, а с Божией помощью, когда во время мучений и совершения подвигов на них сходила благодать. Так и святая Перпетуя шла на мучения, не помня себя, потому что была опьяненная благодатью Духа Святаго. Помните, так же мать пророка Самуила плакала в Иерусалимском храме, что она безчадная и у нее нет детей, а первосвященник Илий подумал, что она пьяная, и стал ее укорять в этом. А она сильно молилась, находилась в таком молитвенном состоянии, что действительно была пьяна от благодати Божией. И вот люди, которые переживали особое воздействие благодати Духа Святаго, становятся как бы не от мира сего, ибо таковых есть Царство Небесное. У них уже ум не земной, а небесный, потому они и кажутся странными, вот такие и есть Христа ради юродивые. В прошлые времена европейцы приезжали в Россию и говорили, русские какие-то ненормальные, не такие, как все. Они жили среди русских людей и не могли понять, что же это за народ какой-то чудной.

А на самом деле русские - это благодатный, богоизбранный народ, как говорил апостол Павел: «Мы (убо) буи Христа ради, вы же мудри о Христе» (1 Кор. 4; 10). Вот и получается, у одних земной мир, а у других - Божественный, духовный. Таким образом, происходит разделение людей по образу жизни, по их вере и делам. Возвращаясь к Евангельскому чтению, мы видим, какое смирение Богу проявили праведники! Уже за одно это, если бы они ничего не сделали на земле, их надо было бы наградить. Но это смирение, простота и правда приобретаются глубокой верой и добрыми делами, ибо истинно верующий человек не будет ходить по земле бездельником. Вера и совесть заставят его делать доброе, он не может быть ни физическим, ни духовным тунеядцем, ему тошно без работы, не правда ли? Все взаимосвязано: физическое поведение в этом мире свидетельствует о духовном состоянии человека, уже здесь видно птицу по полету, кто есть кто. «И поставит... козлища ошуюю» (Мф. 25; 33). Вы сами знаете, какие козы: непокорные, своенравные, злые. От козлов вонь такая, что и близко не подойдешь. На некоторых мясокомбинатах содержались козлы, которые водили на бойню овец. Овцы сами не идут на убой, чувствуют опасность, а козел, как вожак, становится впереди стада и ведет их за собой, доводит до нужного места, а затем - раз и в сторону, в боковую дверь, а овцы - под нож. Если козлов и содержат, то получают от них копеечные ценности: их не стригут и пасти их сложно. Козы не пасутся на лугу, как овцы, а лазят по кручам, по краю обрыва, ищут такие места, где опасно, чтобы у видевших их людей или пастухов сердце обрывалось, чтобы за них переживали: ой-ей-ей, сорвется, погибнет сейчас! Вот что делают - искушают. Такие люди, которые подразумеваются под козлищами, пьянствуют, разбойничают, наркоманят и т.п. И все от них терпят и страдают, а матери плачут, как бы не сорвался со скалы в преисподнюю. Вот вам и сравнение с козлищами.

«Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный» (Мф. 25; 41). Эти злые люди сами себя прокляли тем, что не веровали в Бога, Который сотворил всех нас, одарил дарами и талантами, необходимыми для жизни здесь и в жизни Вечной: способностью к познанию, способностью любить и т.д. Что Бог имеет, то и нам дал, только в меньшей степени, по возможностям нашего естества, а нам ведь больше и не надо. Люди сами виноваты, что губят свою жизнь. И что удивительно, если грешник попадет в рай, он не сможет там выдержать, он весь сгорит, испепелит свою совесть, поэтому грешник и попадает в место, соответствующее его духовному состоянию. Праведник, который стяжал благодать Духа Святаго, подготавливается к переходу в Царство Небесное, он находится в состоянии акклиматизации, так сказать акклиматизируется к новому месту жительства. Уже здесь люди духовно определяются, или на небо, или в преисподнюю. Уподобление Богу совершается через веру, молитву и праведную богоугодную жизнь. А человек, грешный безбожием, неверием, беззакониями, сам себя обрекает в преисподнюю. Все будет происходить, как на судебном заседании: судья объявил приговор, милиционеры забирают подсудимого - руки назад, в наручниках, и в тюремную камеру на пять лет. А на Страшном Суде каждому будет вынесен вечный приговор без возможности обжалования. Принятие документов антихриста - ИНН, новых паспортов, кодов и т.д., это, как видно, и есть разделение людей на козлищ и овец.

Итак, дорогие братья и сестры! Давайте подготовимся и мобилизуем свои силы для того, чтобы успешно провести наступающий пост, очиститься от нашей греховной скверны, приобрести в какой-то степени по нашим силам и возможностям благие навыки и тем самым стать на путь богоугождения и богоуподобления. Церковь, как сердобольная мать, все время готовит и опекает нас, чтобы мы очистились, стали чадами Божиими и наследовали Вечную жизнь. Так вот постовые службы целенаправленны, там все время говорится о покаянии. И мотив у песнопений уже другой - минорный, называется постовой распев. Все это делается нам в напоминание для покаяния: наклонись, Ванечка, поклонись, Танечка, Богу. Вот такой смысл Великого поста. Надо ходить в Церковь, дорогие. Спрашиваешь: «Иван Иванович, веруешь ли ты в Бога, ходишь ли в церковь?» - «Да, я верующий, книги читаю. А вот в церковь не хожу, некогда мне». Значит, он неверующий, верующий человек жаждал бы «воды, текущей в живот вечный» (Ин. 4; 14), которая течет из этого родника, т.е. из алтаря храма. Вот сюда надо приходить и припадать к Богу, а люди, которые не посещают богослужения, обманывают сами себя. Ведь Господь сказал: «Идеже бо еста два или трие собрании во Имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18; 20). Это сказано не про те компании, где собираются для болтовни и праздных разговоров, а говорится про соборную молитву в доме Божием. Как дети играют на улице, балуются, а кушать приходят не на конюшню же, а в отчий дом, в столовую. Так и нам: походил, поработал, потрудился, и надо сюда, в храм, приходить питаться духовной пищей, хотя бы 2-3 раза в месяц, нужно стараться стяжать дух молитвы и покаянные чувства.

В газете «Советская Россия» было опубликовано письмо, в котором одна учительница жалуется на свою мать. Когда та вышла на пенсию, то коротала дни в безделии. Она хоть и закончила пять классов, однако Священное Писание читать не смогла и в церковь не ходила. Вот и попала эта бабка в лапы сатаны: стала ходить к иеговистам, а если точнее перевести - к сатанистам. Не послушала дочь, не захотела пойти в Православную церковь, в дом Божий, а теперь, как оглашенная бегает к сатане и других туда водит. Не ест, не пьет и «спасает» других от «ада» - от Русской Православной Церкви, от Христа. В церковь никого не затащишь, одни отговорки: «У меня времени нет. У меня внуки. Я работаю. У меня денег нет на свечу» и т.д. А в секту ходить - сразу все находится: и время, и здоровье, и внуков нет, и деньги есть. Старушке под восемьдесят, а она, как молодая девка бегает, вот что сатана делает для того, чтобы отвратить от Бога, от спасения. Православные христиане, разъясняйте всем заблудшим и неверующим, что сейчас, выражаясь криминальным языком, сатана делает нам разборку, забирает наши души за безценок. Как иностранцы скупили Россию через ваучеры, так и нас сейчас покупают за духовные ваучеры, а мы и продаемся бесам за побрякушки. В храм людей не загонишь, ни в коем случае, а если еще и в монастырь уйти - прямо трагедия для всех близких и родных! А вот туда - к сатане, пожалуйста, с превеликим удовольствием. Знаете, это частично и наша с вами вина, что мы мало работаем, не кормим алчущих и не напояем жаждущих, т.е. ищущих Слова Божия, Истины о спасении - Евангелия! Аминь.

0

2

ПРИИМИ ВО УМЕ СУД ГРЯДУЩИЙ
Слово в Неделю мясопустную, свт. Феофан Затворник
Ныне мать наша, Святая Церковь, живописует нам Страшный Суд Божий и тем хочет послушных чад своих воодушевить на большие и большие труды, а нерадивых и безпечных пробудить от усыпления. Первым она говорит: «Трудитесь и не ослабевайте в трудах своих; ибо, когда придет Господь и все святые Ангелы с Ним, тогда поставит Он вас одесную Себя и скажет вам: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра” (Мф.25:34). И с той минуты вы начнете вкушать блаженство, для выражения которого нет слов на языке человеческом. Тогда забудете все труды свои и скорби». А вторым, то есть нерадивым, говорит ныне Святая Церковь: «Непрестанно внушаю вам — живите, дети мои, как жить следует истинным христианам, а вы не слушаете. Приглашаю вас к покаянию, а вы уши свои затыкаете от зова моего; говорю вам — плачьте о грехах, а вы не только не плачете, но издеваетесь над плачущими, издеваетесь даже над самым уставом покаянным, как и над всем порядком жизни христианской. Убойтесь! Прейдет образ мiра сего, явится строгий Судия и поразит вас гневным отвержением Своим: “отыдите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его” (Мф.25:41)».

Напечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце вашем и всегда носите его в себе, не отрывая от него внимания вашего. Сами увидите, каким воодушевлением и какою готовностию на всякого рода труды исполнится дух ваш, если вы хотя малое попечение имеете о спасении души своей! С другой стороны, какой страх и какое сокрушение изольются в сердца тех, кои не совсем исправны, страстям поблажают и вольности предаются.

Как ученики, для которых настает экзамен, о том только и думают, как бы приготовиться к экзамену: иной не спит почти и не ест, а не то чтоб позволил себе еще и об играх и шалостях подумать, – так было бы и с нами, если б память Суда Божия никогда не выходила из головы нашей... Только и заботы было бы у нас, как бы неопустительно исполнить все требуемое Господом и тем угодными явиться Ему в Час Суда.

Но то беда наша, что мы привыкли отдалять от себя сей Час Суда, привыкли или дали себе на то право.

Но вот что: отдаляйте Суд Божий — на сколько хотите. Может быть, и в самом деле не скоро еще придет Господь судить живых и мертвых; но какая же от этого нам льгота или поблажка?.. Все же Он придет и будет судить именно нас и судить без лицеприятия, по закону Евангелия, нами воспринятому. Все же наш долг быть истинными христианами оттого нисколько не умаляется. Хоть сейчас, хоть чрез тысячу лет придется нам стать на Суд, все же придется, и на Суде том мы будем давать отчет в употреблении настоящих часов, дней и лет, действительных, а не будущих, воображаемых.

Так не лучше ли нам всякий час держать себя так, как бы Господь сейчас имел явиться, или, лучше, так, как бы мы стояли уже на Суде. О, если бы Господь дал нам в такое настроение привести ум свой! Какая ревность о святости начала бы тогда снедать (уязвлять) нас?

Враг знает силу сего помышления и всячески выбивает его из головы нашей разными благовидными предположениями! Но, братие, умудримся противопоставить всем его козням одно простое рассуждение. Скажем ему: «Пусть не скоро Суд, но ведь если можно отсюда извлекать какую-либо поблажку, то это тем только, кои могут быть уверены, что час смерти их совпадает с Часом Суда отдаленного; нам же что из того? Вот, ныне или завтра придет смерть и покончит все наше и запечатлеет собою участь нашу навсегда, ибо после смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на Суд. Застанет нас смерть нераскаянными грешниками, грешниками нераскаянными узрит нас и Судия Праведный и осудит. Застанет нас смерть кающимися о грехах и ревнующими о добре, такими признает нас и Судящий Господь и помилует. Но когда придет смерть наша, никто того сказать нам не может. Может быть, еще минута, и всему конец... и пойдем мы к Престолу Божию, и услышим от Него приговор, которого уже никто переменить не может». Такое рассуждение противопоставим лукавому врагу, который мыслию об отдаленности Суда Божия покушается затмить в уме нашем картину сего Суда и тем расслабить ревность нашу.

И в самом деле, что пользы за горы отдалять время Страшного Суда, когда смерть, не меньше его грозная и решительная, стоит у нас за плечами?
Покоримся же, как дети послушные, спасительному внушению матери нашей, Церкви! Наполним память свою картиною Суда Божия и не будем отрывать от него своего внимания!
От Суда веет не одним страхом и ужасом... Он может подать и обильное утешение. Ибо там будет сказано не одно: «отыдите... проклятии...», но и другое: «приидите, благословеннии...» и последнее прежде первого. Надобно только, помышляя о Суде Божием, так устроить жизнь свою, чтоб не попасть ошуюю, к козлищам, а одесную, к овцам. А для сего что нужно? Заповеди Божий исполнять со всею ревностию, а если в грехи какие впадем, каяться о том и плакать, постоянно уговаривая душу свою такими песнями церковными:

«Живущи на земли, душе моя, покайся: персть (прах) во гробе не поет, прегрешений не избавляет. Возопий Христу Богу: “Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя”.

Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих? Доколе приемлеши покаяния преложение? Приими во уме Суд грядущий и возопий Господу: "Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя"» (Тропарь, глас 3, по 3-й кафисме Псалтири).

«Душе, покайся прежде исхода твоего, Суд неумытен (безпристрастен) грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: "Согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя"» (Тропарь, глас 7, по 4-й кафисме Псалтири). Аминь.

0


Вы здесь » РНЕ ФОРУМ ПИТЕРСКИХ БАРКАШОВЦЕВ. » Душеполезное чтение » Неделя мясопустная, о страшном суде